Информационная система для самостоятельного подбора программ обучения за рубежом: высшего образования, МБА и курсов иностранных языков.
 
Для учащихся
Для учебных заведений
Вся информация про обучение за рубежом
Для учащихся
Логин
Пароль (забыли?)

или Войти через loginza
США
studyabroad.ru


Главная / Путеводитель по международному образованию / Программы MBA за рубежом

Статья: Этика как неотъемлемая часть бизнес-образования

Современное MBA образование должно включать в себя обучение этике. В то время, как эксперты и бизнес-школы во всем мире соглашаются с этим утверждением, мнения о том, каким образом преподавать этику во время обучения по программам MBA различаются: несмотря на огромное разнообразие теоретических концепций и идей, всего лишь несколько конкретных предложений были выдвинуты с целью предоставить обучение этике для топ-менеджеров, которое действительно имело бы долговременную ценность. Более того, едва ли были предприняты попытки собрать отзывы и комментарии по этому вопросу от самых заинтересованных участников образовательного процесса - от самих студентов программ MBA.

Очевидно, эта ситуация вскоре изменится: недавнее исследование, проведенное WU Executive Academy Венского Университета Экономики и Бизнеса и Венским Институтом Международного Менеджмента и Маркетинга WU, имело целью более подробно изучить точки зрения студентов программ MBA по этому вопросу. Насколько важно, по их мнению, обучение этике и каков, с их точки зрения, лучший подход к обсуждению этики в течение курса программ MBA? Ниже приведена информация о результатах исследования и сведения о том, насколько существующие программы MBA отвечают ожиданиям студентов.

В исследовании участвовала международная группа из 30 руководителей, обучающихся по программе Executive MBA (Global) или Professional MBA в WU Executive Academy. Анализ основных результатов исследования изложен в данной статье.  

Практика и теория – ключевой момент при нахождении баланса

По мнению респондентов, этика должна быть неотъемлемой частью любой программы MBA и не может преподаваться в отдельности от других предметов за один или два дня. Очень важно найти баланс: необходимо организовывать специализированные презентации,  учитывающие тот факт, что у студентов разные уровни осведомленности об этике, а также важно проводить дискуссии на профессиональные темы, позволяющие студентам рассматривать и обсуждать этические вопросы в соответствующем бизнес контексте.

 

Респонденты рассматривают практические примеры, например, работая над кейсами; наряду с этим лекции опытных менеджеров и выдающихся профессоров помогают им разобраться в вопросах этики: "В идеале обучение этике не только подчеркивает ее теоретическую важность, но также показывает, как воплотить теорию в практику в ежедневной профессиональной жизни. Студенты должны знать о последствиях своих действий, а также о своей социальной и корпоративной ответственности", -  говорит Анна, участник программы  MBA,  формулируя свои ожидания.  

В этом отношении для респондентов важно, чтобы во внимание принимались специфические потребности студентов MBA, которые являются высококвалифицированными профессионалами. Следующий факт очевиден: "Если необходимо сделать обучение этике истинно значимым, оно должно сфокусироваться на корректировке навыков студентов, показывая им, как избежать этических ошибок. На этом уровне нельзя принимать как сами собой разумеющиеся основные явные моменты, такие как, например, “не давать взятки должностным лицам”.  На самом деле важность представляет то, что написано мелким шрифтом", – говорит Кэйти, которая также является студентом Professional MBA.

"Для меня особенно ценно, что мы не ограничиваем обучение этике одним отдельным модулем. Я призываю всех наших преподавателей обращаться к этой насущной теме во всех модулях и сделать ее краеугольным камнем своих курсов. Опыт показал, что более увлекательно обсуждать этику в контексте, где участники не обязательно ожидают, что они столкнутся с этой темой, например, в связи с финансами или управлением", - объясняет профессор Бодо Б. Шлегельмильх, декан WU Executive Academy.

Взаимодействие с экспертами и коллегами обеспечивает ценный вклад в процесс обучения

Важность этики для управленцев также подчеркивается тем фактом, что почти всем респондентам (за исключением двух) приходилось сталкиваться с этическими проблемами в своей профессиональной деятельности. Учитывая это, постоянный обмен опытом по вопросам этики чрезвычайно важен для большинства из них. Респонденты отмечают, что делясь опытом, обсуждая его с единомышленниками в классе и за его пределами и слушая историй других, они могут не только расширить свои горизонты по этому вопросу, но также более эффективно решить реальные жизненные этические проблемы.

 

С их точки зрения, приглашение менеджеров из компаний с курсами лекций может сделать этот обмен опытом еще более плодотворным.  "Интересно услышать от других, как они решали этические дилеммы. Это дает тебе дополнительную мотивацию решать вопросы, с которыми ты сталкиваешься, и помогает взглянуть на вещи с другой стороны", - говорит Джозеф, обучающийся по программе Executive MBA (Global).

 

Возможность учиться на культурном опыте своих одногруппников

Кроме конкретных концептов и инструментов фундаментальную роль в обучении студентов по вопросам этики играет опыт студентов из других стран и культур. Это особенно касается программ с международной ориентацией. Делясь опытом и обмениваясь мнениями друг с другом, студенты узнают особенности других культур и социумов, вникая в то, как и по каким этическим стандартам принято вести бизнес в других странах и культурах. Эти знания, по мнению респондентов, становятся все более и более важными в процессе продолжающейся глобализации:

 

"В моем классе обучаются студенты из 15 стран. Мы много разговариваем о таких ценностях, как справедливость, честность и доверие. Вы удивитесь, насколько иногда расходятся мнения людей об этических стандартах. В моей международной работе чрезвычайно важно быть осведомленным по этому вопросу ", - говорит Джон, участник программы Executive MBA (Global).

Личный опыт бесценен

С точки зрения респондентов, ситуации, в которых можно самим получить опыт этического поведения, а не просто его обсуждение в классе, помогут в дальнейшем повысить эффективность обучения этике. В этом отношении они находят особенно важным взаимодействовать с некоммерческими организациями  или участвовать в социальных проектах во время учебных стажировок:

 

"Посещение индийской школы улучшило мое понимание того, как взаимосвязаны этика и бизнес. Подходы, практикуемые в организациях с ограниченными ресурсами и средствами, имеющие целью ежедневно обеспечить сотни школ едой для учеников, показывают, что бизнеса процессы и правильный менеджмент  также играют ключевую роль - особенно в такой среде. Благодаря нашему пребыванию в Азии я понял не только универсальность вещей, которым ты учишься в ходе программы, но также важность оттачивания своих академических и социальных навыков через непрерывное обучение и подготовку", – говорит Харальд, участник программы Executive MBA (Global).

“Многим вещам нельзя научиться, читая о них, их можно постичь только через личный опыт. Этика - это одно из таких понятий. Вот почему мы отправляем наших студентов программ MBA в различные места по всему миру во время учебных стажировок: утром участники учатся в классе, во второй половине дня они посещают местные компании и проекты, знакомясь с их специфическими чертами и отличительными особенностями рынков, на которых они ведут свою деятельность. Социальные проекты, нацеленные, например, на обеспечение индийских учеников едой или на предоставление медицинских услуг в отдаленных частях страны посредством мобильных клиник, являются неотъемлемой частью наших  международных стажировок”, - добавляет профессор Бодо Б. Шлегельмильх.


WU Executive Academy

Mag. Paul Kospach, MA

Nordbergstrasse 15, 1090 Vienna

+43 1 31336 5161

paul.kospach@wu.ac.at
www.executiveacademy.at




Если вы хотите подобрать себе программу обучения, зарегистрируйтесь и получите доступ к прямой контактной информации и системе обмена сообщениями с зарубежными образовательными центрами.