Информационная система для самостоятельного подбора программ обучения за рубежом: высшего образования, МБА и курсов иностранных языков.
 
Для учащихся
Для учебных заведений
Вся информация про обучение за рубежом
Для учащихся
Логин
Пароль (забыли?)

или Войти через loginza
США
studyabroad.ru


Главная / Путеводитель по международному образованию / Библиотека

Мировой финансовый кризис и международная мобильность студентов

Мировой финансовый кризис и международная мобильность студентов

Спустя год после публикации нашего обзора о влиянии мирового финансового кризиса на  международную студенческую мобильность ситуация значительно прояснилась. Несмотря на  ожидание повсеместного коллапса, худшего не произошло. Высшие учебные заведения продолжают адаптироваться к сложной макроэкономической конъюнктуре. На смену краткосрочным «пожарным мерам» университеты и государственные органы, ответственные за их деятельность, принимают среднесрочные концепции развития, адаптированные к новым реалиям. Их основное содержание – сокращение расходов, персонала, поиск внутренних резервов для роста и новых рынков для экспорта образовательных услуг. По мере появления статистических данных научные журналы образовательного сообщества продолжают  освещать  воздействие кризиса  в различных регионах мира. В конце февраля  ожидается появление  итоговых отчетов по исследованиям, которые провели ведущие  ассоциации, в том числе Европейская ассоциация университетов при поддержке Совета ректоров. В преддверии появления официальных данных мы постараемся осветить основные тенденции в сфере международного образования, ожидания и надежды, связанные с наступившим 2011 годом.
Что изменилось в восприятии  международного образования за прошедший  год?  Свершилось то, о чем иногда предпочитали не говорить во времена докризисные. Высшее образование в целом, и особенно его международная составляющая, окончательно признано  многомиллиардным бизнесом, способным обеспечить системный и последовательный рост благосостояния отдельных городов и регионов. Не только в профессиональном сообществе, консервативном по определению, но и в общественном сознании  сформировалось представление о мобильности иностранных студентов, их обучение стало отраслью экономики, способной приносить ощутимые дивиденды.  Если данные по США, где экспорт образовательных услуг в этом году принес национальной экономике около 20 миллиардов долларов и по прогнозам экспертов продолжил рост, уже давно считались хрестоматийными, то в других странах смещение интереса СМИ к «академической тематике»  вызвано осознанной растущей экономической значимостью экспорта образовательных услуг. В Новой Зеландии доход от  обучения иностранных студентов превышает доход от экспорта вина,  в Канаде –  приносит больше, чем  экспорт угля и древесины, в Великобритании – больше, чем  автомобилестроение   или  даже финансовые  услуги, а в Австралии  образовательные услуги для иностранцев являются четвертой по важности отраслью национального экспорта, едва уступая золотодобыче. (Подробнее в статье «Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов» редактора журнала «Исследования в международном образовании» Ханса де  Вита).
Во-вторых, рынок образовательных услуг  среди всеобщего падения и сокращения оказался одним из немногих, кто обнаруживает тенденцию к росту. В условиях кризиса высшее образование остается   гигантским транснациональным предприятием XXI века, одной из ключевых отраслей   мировой  экономики постиндустриальной эпохи. По уточненным оценкам ОЭСР, сейчас в мире 135 миллионов студентов  проходят  обучение в 36 000  высших учебных заведениях планеты. По прогнозам экспертов, через 10 лет эта цифра удвоится в значительной степени в результате увеличения числа получающих высшее образование в Азии и Европе.
Под воздействием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение вне пределов своей страны, продолжает расти.  Если за период с  1975 по 1990  год   количество  тех, кто обучался за рубежом,  выросло с 600 тыс. до 1,2 млн. человек,  к рубежу тысячелетия их насчитывалось 1,9 млн., то к  2006 году  эта цифра выросла до 2,9 млн. Более половины  всех студентов, обучающихся за рубежом, приходится на  США, Великобританию, Германию и Францию.  (Со статистическими данными по развитию международного образования можно подробнее ознакомиться в статье «Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки» Д. О. Дуглас и Р. Эделштейн).
В-третьих, особое звучание приобрели  социальные аспекты, связанные с коммерциализацией высшего образования и особенно программ обучения за рубежом. Массовый характер получения высшего образования в развитых странах является  уже признанным фактом. За небольшим исключением (отметим здесь все чаще отмечаемое  растущее неравенство в США, связанное с возможностью поступления в элитные колледжи и университеты страны) доступ к высшему образованию значительно расширен за последние несколько десятилетий и достигает в некоторых странах почти 50% соответствующей возрастной группы. В значительной степени получение высшего образования рассматривается и как возможность социального лифта, и как  залог успешной карьеры. В сфере международного образования складывается обратная ситуация. Как отмечает  П.Скотт, бывший редактор  издания «Высшее образование» (Приложение газеты «Таймс») в своей статье  «Международное образование: рыночные альтернативы»: «международные студенты чаще всего имеют привилегированное социальное происхождение… Для некоторых студентов опыт зарубежного обучения является инструментом укрепления их и без того привилегированного положения в своей родной стране».
В-четвертых,  в условиях глобальной конкуренции  особую важность приобретают происходящие изменения в «географии» международного образования. Предварительные выводы  о том,  как национальные  образовательные системы пережили  2010  год, свидетельствуют,  что страны-лидеры, имеющие значительный отрыв от преследователей, накопленный за последние десятилетия, по-прежнему остаются притягательными местами для обучения для миллионов студентов. Обучение в США   привлекает в 2 раза больше иностранных студентов, чем у ближайшей из стран-преследовательниц.  Насколько стабильно такое положение? Большинство экспертов в области образования утверждают, что в среднесрочной перспективе лидерство США останется неоспоримым. Привлекательность обучения в США обеспечивает  финансовой поддержкой большое количество известных исследовательских университетов, что гарантирует высокое качество научных исследований, а для выпускников - возможность продолжить научную и бизнес-карьеру в условиях традиционной открытости страны для новых талантов. Тем не менее, наращивание преимуществ  американского высшего образования будет проходить в условиях растущей конкуренции. В «академическую гонку» включились как развитые, так и развивающиеся  страны,  планомерно модернизирующие свои  системы высшего образования.  Преследователи  готовы использовать любой благоприятный сдвиг в предпочтениях иностранных студентов для захвата новой доли «образовательного пирога». Под влиянием трагических событий  в США начала десятилетия и оттока части студентов из этой страны  к 2006  году  доля США в обучении международных студентов снизилась  с 25% до 20%. На освободившуюся часть рынка претендуют не только Великобритания, Франция и Германия, но и Австралия, Новая  Зеландия,  Канада, Голландия и др.
Ведущие страны используют различные стратегии в борьбе за иностранных студентов. В США продвижение бренда «американское образование» не проходит централизованно. Значительная часть усилий по набору студентов предпринимается высшими учебными заведениями самостоятельно.  Широкую практику получило создание образовательных консорциумов, призванных объединить усилия нескольких вузов  по набору студентов.  Объединение, как правило, проходит по географическому  (учебные заведения одного штата, округа) или по типовому признаку (например, 2-х летние колледжи). В тоже время приоритеты государственного развития подчеркиваются утверждением специальных программ, направленных на повышение мобильности студентов в определенном регионе. В последние годы примером такого подхода служат инициативы Белого дома по развитию академического сотрудничества с Китаем, сопровождаемые выделение значительных средств на развитие мобильности между двумя странами.
На государственном уровне  привлечением иностранных студентов в страну занимаются американские образовательные  центры, получающих поддержку правительства через систему грантов и целевых программ. Примером такого рода служит международная сеть образовательных центров  «Education USA».  В 450 офисах, рассредоточенных по всему миру, все желающие могут бесплатно получить консультации по вопросам обучения в этой стране, воспользоваться информационными ресурсами центра для выбора учебного заведения. 
Продвижение британского образования  происходит в острой конкурентной борьбе и не столько с США, сколько с континентальной Европой,  где за последние годы  количество программ на английском языке (а значит, открытых для всех желающих и без необходимости сдачи экзаменов по немецкому, французскому или другому европейскому языку) выросло в 3 раза. Инициативы континентальных университетов, продвигаемые под брендом «Образование в Европе»  привели к снижению темпов роста числа иностранных студентов в Великобритании. В этих условие маркетинговые инициативы остаются прерогативой Британского Совета, действующего по всему миру и продвигающего бренд «Education UK» посредством выставок, семинаров, образовательных ярмарок. В планах британского  правительства  привлечение  дополнительно 100 тыс. международных студентов и удвоение  количества стран, посылающих более 10 тыс. студентов для обучения в Великобритании. В ходе масштабной рекламной кампании проводятся мероприятия, направленные на улучшение репутации британского образования и  освоение новых направлений, развитие  различных партнерств. (Подробнее о различных стратегиях продвижения национальных систем образования  в статье М. Грин и К.Кох «Конкуренция за международных студентов».
Продвижением  программ высшего образования в Германии активно занимается Германская служба академических обменов (DAAD), осуществляющая свою деятельность через 64 региональных представительства. В зоне особого внимания этой структуры  вопросы изучения немецкого языка, предоставление краткосрочных и долгосрочных стипендий, развитие межвузовских связей. Во Франции схожие функции выполняет Агентство  CampusFrance, созданное в 2006 году на базе ранее существовавшей организации  EduFrance. География французского «влияния» включает 75 стран и 100 представительств. Особенностью  французского подхода является регистрации всех абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения Франции, непосредственно Агентством, которое также оказывает сопровождение в период оформления образовательных документов, необходимых для зачисления в вузы.
Маркетинговые усилия Австралии в значительной степени  сфокусированы на Юго-Восточной Азии. В целом же в 17 странах действуют  более 20 представительств, деятельность которых направлена на пропаганду планов и инициатив правительства страны по привлечению иностранных  студентов, в том числе и при финансовой поддержке  через гранты и стипендии.
Усилия лидеров по развитию мировой сети представительств вызваны необходимостью сохранить завоеванные позиции. По данным ЮНЕСКО, география высшего образования продолжает расширяться за счет возникновения крупных региональных центров. Внимание образовательного сообщества приковано к Индии и Китаю, главным образовательным рынкам планеты, где к 2020 году количество молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет  составит 127 и 85 миллионов  соответственно.  Все это способствует  возникновению в регионе так называемых образовательных хабов (education hubs), что является одним из проявлений тенденции, обозначаемой сегодня как «новый глобальный регионализм».  Отличительная особенность таких центров - преподавание на английском языке для студентов из близлежащих регионов. В этом направлении значительно продвинулись в Японии и Малайзии.  Гонконг  только в 2009 году привлек более 10,000 студентов из Китая.
Как отмечает редактор журнала «Исследования в международном образовании» Ханс де  Вит в Малайзии и на Ближнем Востоке  исламское обучение используется в качестве привлекательной альтернативы обучению в Европе и США, где усиливаются антиисламские настроения. Справочник ЮНЕСКО 2009 г. отмечает усиление тенденции обучения в рамках своего региона. Это особенно очевидно в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (11% в 1999 г. против 23% в 2007 г.), а так же в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (с 36 до 42%).

С другой стороны, создание таких центров не является панацеей. В условиях  финансового кризиса далеко не все  образовательные центры, созданные чтобы максимально приблизить западное образование к потребителям, справляются с новой ситуацией. Проблемы с набором и финансированием испытывают  образовательные «спутники» - кампусы ведущих университетов США и Великобритании в зоне Персидского залива, такие как Michigan State, Carnegie Mellon, Cornell and Georgetown Universities в Дубае и  Rochester Institute of Technology в ОАЭ. Отток специалистов из региона в связи с изменившейся конъюнктурой привел к существенному сокращению количества потенциальных студентов.

Таковы основные тенденции уходящего года.  Рассмотрим, как с последствиями финансового кризиса справлялись страны-лидеры по привлечению иностранных студентов: США, Великобритания, Германия, Франция и Европейский Союз в целом, Австралия.

 США
По итогам прошлого учебного года,  общее количество иностранных студентов в США  выросло, несмотря на финансовый кризис. Как следует из материалов, опубликованных в конце 2010 г. Институтом международного образования (Вашингтон, США), общее число иностранных студентов выросло на 3% по сравнению с предыдущим академическим годом и достигло отметки 690,923 человека. Академический  год  2009/10 установил новый рекорд по количеству желающих получить американский диплом. Рост количества иностранных студентов продолжился  теперь уже четвертый  год подряд. Однако,  если в прошлом году, согласно  ежегодному отчету  Института по Международному образованию США «Open doors  2009»,  более  670,000 иностранных студентов поступили в университеты и колледжи страны, показав 8% (рекордный) рост с 1980-81 годов, то в этом году динамика несколько снизилась.
На уровне постдипломных программ (graduate level) рост составил  4% , составив  293,885 студентов, что в два раза больше процентного показателя прошлого года. На уровне бакалавриата (undergraduate) рост составил  2% или  274,431 студентов, что многим наблюдателям представляется  тревожной тенденцией. Рост популярности программ бакалавриата на 11 % в прошлом году во многом обеспечил рекордные показатели. Кроме того студенты, обучающиеся на этих программах, остаются не только значительно дольше в стране, но во многом обеспечивают и положительную динамику набора на магистерские и докторские программы.  На программы без получения диплома о высшем образовании, то есть короткие программы, в том числе по обмену (non-degree programs) было принято на  6% иностранных студентов больше, а на программы  изучения английского языка как иностранного на 3% меньше.  Таким образом, увеличение числа иностранных студентов в США замедлилось, но не остановилось. Лидерским позициям страны в общем рейтинге наиболее привлекательных мест для получения высшего образования, никто не угрожает.
Данные, собранные  по 3,000 университетам и колледжам США, свидетельствуют, что наибольшее  количество иностранных студентов по-прежнему приезжает из Азии. Выходцы из этого региона составляют более 60% от всех иностранных студентов. Как отмечают специалисты Института международного образования, число студентов из Азии  за последние  50 лет выросло в 60 раз. Наибольший  рост был зафиксирован в  десятилетие между 1980 и 1990 гг.-  с 29 до 54 %.  За последние  5 лет увеличение составило  28%.  (См. П.Чоу и Дж. Чамберс «Контингенты иностранных студентов в США: анализ базы данных отчетов «Открытые двери» (Open doors) за последние 60 лет»).
Рост числа  иностранных студентов в прошлом году был предопределен рекордным  увеличением  абитуриентов, прежде всего из Китая. 30% увеличение студентов из этой страны, после прошлогодних  21% , привело к росту китайской студенческой диаспоры до 128,000, что составляет более 18% от всего  числа зарубежных студентов в США.  Китай в этом году стал абсолютным лидером среди стран, направляющих своих граждан для получения высшего образования в Америке. На втором месте – студенты из Индии. Их число  также возросло, хотя и только на 3%, что привело к потере  верхней строчки в этом  рейтинге. Тем не менее, сегодня в США обучается более 105,000 индийских студентов, что составляет около 15% от общего числа иностранных студентов в этой стране.
Студенты из трех стран  Китая, Индии  и Южной Кореи составляют 44% всех иностранцев, обучающихся в вузах страны. Канада, Тайвань и Япония обеспечивают примерно  по 4% от числа иностранных студентов, а все остальные страны  2 и менее процентов. Полученные результаты исследования по другим странам свидетельствуют о значительном влиянии, который продолжает оказывать мировой финансовый кризис на различные регионы мира.  По сравнению с прошлым годом только пять  из десяти ведущих стран доноров сумели увеличить число студентов, направляемых в США. Кроме уже отмеченного роста Китая, зафиксировано значительное увеличение числа студентов из Саудовской Аравии (на 25%), что позволило  этой стране переместиться с десятого на седьмое место в Топ-10 стран. Рост студентов связан не только со стабильностью основных  экспортных отраслей  страны, но и планомерной политикой поддержки программ обучения за границей через  правительственные стипендии и гранты. Увеличение числа студентов было отмечено из Турции, Великобритании, Бразилии, Франции, Нигерии, Малайзии и Венесуэлы и Вьетнама.
Среди  Топ-25 стран-доноров США, то есть отправляющих своих студентов для получения высшего образования в этой стране,  более половины сократили свои «объемы». Наиболее заметно снизилось количество студентов из Японии (15% в этом году, и, напомним, на 14% в прошлом),  Мексики (9%), Индонезии (7.5%) и  Кении (8%). Для остальных стран сокращение направляемых студентов составило 5 и менее процентов. Российские студенты занимают в этом году 25-ю  строчку, и их число немного снизилось (на 2%) до 4,827 человек по сравнению с  4,908  в прошлом году.
Наиболее привлекательными  штатами для иностранных студентов традиционно остаются Калифорния, Нью-Йорк, Техас. Городами – лидерами по числу иностранных студентов стали  Нью-Йорк и  Лос-Анджелес.  Университетами США, где обучается наибольшее количество иностранных студентов в 2009 году, названы  Университет  Южной Калифорнии, где обучается 7,987 иностранных студентов, Университет Нью-Йорка (7,987) , который в этом году уступил вторую позицию  Иллинойскому  университету   (7287),   Колумбийский университет, пропустивший в этом году на четвертое место Университету Пердью и теперь замыкающий  5-ку наиболее «международных» вузов страны. В прошлом учебном году  выросло и число  кампусов  американских вузов, где  проходит обучение  более 1000 иностранных студентов, со 171 до 186.
Среди наиболее популярных специальностей по-прежнему выделяются направления, связанные с экономикой и бизнесом. В этом году  специальности «Бизнес» и «Менеджмент»  привлекли на 5%  больше иностранных студентов, чем в прошлом году. На этих специальностях обучается  21% всех иностранных студентов.  Далее  следуют инженерные специальности -  18% всех иностранных студентов. В прошлом году выросла  популярность математики и компьютерных дисциплин, их выбрало на 8 % больше студентов, чем в прошлом году.
 Всего, по оценке  Института международного  образования, иностранные студенты на уровне подготовки бакалавров составляют 1/50  часть от общего числа американских студентов, а на уровне постдипломного обучения (магистратуры, аспирантура) - 1/10.  Особенно заметно присутствие иностранцев на естественнонаучных и математических специальностях. Именно они обеспечили, начиная с 1970-х годов рост количества докторантов, а затем и количество иностранных работников в научно-исследовательских центрах США, внесших значительных вклад в создание инновационной экономики этой страны.  Редактор журнала «Исследования в международном образовании» Ханс де  Вит в связи с этим выделяет переход от массового набора студентов к поиску и приглашению лучших  и талантливых в качестве новой  тенденции. Обучение в этом случае является только первой ступенью по вовлечению нового поколения ученых в экономику принимающей страны. Задачу привлечения талантливых иммигрантов в наукоемкие сектора экономики через образование ставят перед собой все развитые страны. В США для поддержки инновационной экономики требуется, по мнению  специалистов Центра исследований высшего образования Калифорнийского Университета (Беркли), удвоить количество иностранных студентов к 2020 г. Япония пересмотрела аналогичную цифру для себя в сторону ее тройного увеличения. Не менее амбициозны  планы и у других конкурентов.
Позитивные тенденции в этой области вызывают, тем не менее, озабоченность американских экспертов. Как отмечают  в статье «Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки» Д. О. Дуглас и Р. Эделштейн, развитие экономики знания связано с обеспеченностью  специалистами, особенно в области точных наук, инженерного дела и математики.  Рост числа докторантов  в США в последние годы обеспечивался притоком талантливых молодых ученых из Китая, Индии, Южной Кореи и Тайваня, составлявших не менее  20% числа докторантов США. При изменении политического или иммиграционного климата в Америке, это может стать фактором неустойчивости, например,  в случае оттока  специалистов из страны.
По мнению экспертов, несмотря на экономические трудности, количество иностранных студентов в США продолжит рост.  Общий  вклад иностранных студентов в экономику США приблизился к 20 миллиардам долларов (17,8 миллиардов долларов США в прошлом году), делая высшее образование США одной из главных статей американского  экспорта, не потерявшего своего значения в условиях финансового кризиса.
Великобритания
Вторым  важнейшим «образовательным  направлением» на протяжении десятилетий остается Великобритания, на долю  которой приходится    12% от всех иностранных студентов. 
Реформы британского образования, как ответ  на финансовый кризис, получили широкое освещение СМИ благодаря активным общественным выступлениям. Предстоящее сокращение расходов на образование  вызвало  острую полемику и протесты студентов.  Британские студенты уже в следующем году  столкнутся с трехкратным повышением стоимости обучения, что мало кого может оставить равнодушным. Эти летом ожидается повышенный  конкурс в высшие учебные заведения страны. Напомним, что год назад  более 100 тысяч англичан не смогли поступить в вузы страны. Конкурс станет еще более серьезным сейчас, когда поступление планируют те, для кого предстоящее повышение стоимости окажется не по карману.
Сокращение финансирования  расходов на обучение  на 40% может значительно изменить общую картину британского образования.  Реформы разделили образовательное сообщество. Наиболее известные вузы положительно отнеслись к идее увеличения стоимости обучения, более того восполнить бюджеты вузов они планируют за счет исследовательских грантов и целевых программ.  Несмотря на значительное количество профессиональных объединений, вузы пока не спешат выступить единым фронтом против нововведений,  рассчитывая, видимо, на прямые договоренности.
Постепенное сокращение финансирования начнется уже в этом году. На 6% сократится выделение финансовых средств на преподавание,  на 13% на научные и исследовательские проекты, с  2,06 миллиардов в  2010-11 гг. до 1.8 миллиардов фунтов стерлингов в  2011-12 гг. Для сближения позиций по вопросам реформирования и, в том числе совершенствования форм социальной поддержки малообеспеченных слоев британского общества, разработки системы льготных кредитов и специального стипендиального фонда,  проводятся  дальнейшие консультации между реформаторами и общественными группами, что, надеемся, позволит сгладить остроту наметившегося общественного протеста и сохранить привлекательность британских вузов для иностранных студентов и возможность обучения там для широких слоев английского общества. (По материалам статьи Brendan O’Malley  UK: Cuts will bite in year of transition)

Европа
Проблеме влияния финансового кризиса на высшее образование в Европе посвящено исследование Европейской ассоциации университетов. Главным выводом исследования можно признать тот факт, что последствия кризиса проявляются во всем  многообразии, которое предопределено различиями образовательных систем  стран единой Европы. Степень, время и продолжительность кризиса, основные сферы, подвергнувшиеся сокращению или реформированию, темпы роста или восстановления – все это крайне разнообразно и заметно варьируется в зависимости от страны. Последствия финансового кризиса для образовательной системы  каждой из стран страны  определялись как устойчивостью  экономики, так и приоритетами национального развития.
Единственным знаменателем происходящего процесса можно считать всеобщую обеспокоенность наступившими временами  и отсутствие «оазисов», которых миновали бы мировые потрясения. Лишь немногочисленные страны, к числу которых можно отнести Норвегию и Францию, сумели укрепить положение вузов за счет активной  финансовой  поддержки и разработанных законодательных мер. Тем не менее, авторы исследования, проанализировав обширный массив статистических данных, разделили европейские государства на 6  групп  по степени сокращения финансирования сферы государственного высшего образования.
В первую группу, наиболее пострадавшую от кризиса,  вошли  Латвия, Италия, Греция и Великобритания. В Латвии финансирование образования было сокращено на 48%  в начале 2009 года и затем еще на 18% в  2010. В Италии сокращения планируются произвести к 2013 году на 20%,  но уже сегодня  25 университетов страны находятся на грани дефолта.  30% сокращения финансирования ожидают Грецию.
Ко второй группе, где ожидаемое сокращение финансирования составит  5-10%, отнесены  такие страны как Ирландия, Исландия, Эстония, Румыния и Литва.
Менее 5% сокращения планируются в третьей группе стран Восточной и Южной  Европы, включающей Чехию, Хорватию, Сербию, Македонию.

К четвертой группе  относятся государства, где сокращение финансирования или совсем не коснулось образовательной сферы  или было произведено в  незначительной степени. Наряду со Скандинавскими странами  Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, в эту категорию попали Голландия, Польша и Швейцария.

В ряде стран под влиянием изменившейся экономической конъюнктуры правительства отказались от запланированного увеличения бюджетного финансирования. В Венгрии, Бельгии, Австрии, Испании планы по дальнейшему развитию сферы высшего профессионального образования были отложены до лучших времен.

И, наконец, немногочисленная шестая группа стран, которая воспользовалась ситуацией для наращивания образовательного потенциала и увеличила финансирование этой области. Во Франции согласно принятому проекту на развитие преподавания в 2010 году было ассигновано 11 миллиардов евро, 8 миллиардов евро на ведение научной деятельности и еще 8 на создание новых университетских кампусов.
В Германии дополнительные средства будут выделены федеральным правительством на поддержание устойчивости системы высшего образования. Согласно новому законопроекту  (Higher Education Pact), 800 миллионов евро будет выделено на поддержку увеличивающегося числа студентов (до 2015 года).  Еще 5 миллиардов евро будет направлено на повышение конкурентоспособности немецкого образования  в рамках Законопроекта о развитии инноваций и исследований, реализация которого рассчитана на 2012-2015 гг.
Анализируя финансовую статистику европейских стран, эксперты Европейской ассоциации университетов, отмечают, что наиболее пострадал такой аспект жизнедеятельности вуза как преподавание. В Великобритании или Латвии вузы были значительно сокращены выделяемые средства. В других европейских странах сокращения проявились опосредованно. Увеличение числа желающих получить высшее образование в период кризиса при  том же (в лучшем случае) уровне финансирования привело к сокращению расходов при расчете на одного студента. Такое «скрытое сокращение бюджетов» было отмечено в Чехии, на Кипре и в Венгрии. Наиболее остро в этом случае встают вопросы сохранения качества преподавания и высоких академических стандартов. Иногда университеты вынуждены закрывать  учебные программы или целые факультеты (как в Эстонии или Испании), иногда сокращать часы работы библиотек или вспомогательных служб (например, консультационных служб по вопросам карьеры или образования).

Последствием кризиса стал отмечаемый рост слияний академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве  факультетов. Европейские эксперты заговорили об определенной моде на слиянии и неоправданной частоте применения этой бизнес-стратегии. Наиболее последовательно в этом направлении развиваются высшие учебные заведения Финляндии, где за прошедшие годы количество вузов продолжило  сокращаться – с 20 до 15.  В результате объединения формируются новые вузы- гиганты, призванные стать флагманами национального образования. Аналогичные процессы протекают в Дании, где из 25 вузов и исследовательских центров было создано 8 университетов и 3 научно-исследовательских центра. Во Франции  в результате слияния трех вузов, создан крупнейший вуз стран – Университет Страсбурга. О планах по объединению образовательных учреждений  объявлено в Уэльсе, Бельгии, Германии и Швеции. Кроме финансовой экономии на административных расходах укрупнение вузов связано с другой академической манией – попаданием в ведущие мировые рейтинги вузов. О том, насколько такой подход окажется удачным, мы узнаем через несколько лет, когда собранные воедино высшие учебные заведения заработают в полном объеме.

Все больше высших учебных заведений в Европе рассчитывают на привлечение иностранных студентов  как источник дополнительного финансирования. Европейские вузы продолжают активно осваивать зарубежное пространство, создавая партнерства и кампусы по всему миру.  Внутри страны разгораются дискуссии о введении специальных цен для иностранных студентов, что многими воспринимается как отход от европейской традиции и шагом к дальнейшей коммерциализации образования. Как отмечает Ханс де  Вит, отход от практики обменных программ и получение платы за обучение в отношении международных студентов стали актуальными  в Англии в начале 80-х гг., в Австралии – с середины 80-х гг.  В континентальной Европе до недавнего времени  сохранялось как минимум  равенство в оплате обучения для иностранцев и «местных» студентов. В последние годы часть стран стали вводить дифференциацию в оплате обучения  для местных и иностранных студентов. В этом направлении продвинулись вузы Дании, Голландии,  Словакии, Мальты  и Ирландии, определившие различную стоимость обучения для «своих» и «чужих» студентов. Подобные нововведения планируются  в Швеции и Германии.  Профессиональное сообщество по-разному реагирует на такой отход от традиции, справедливо опасаясь оттока студентов в более «гостеприимные страны». Очевидное противоречие между введением полной оплаты обучения для иностранных студентов в странах Северной Европы и ростом конкуренции за этих студентов со стороны принимающих стран подтверждается реалиями европейской жизни. После введения оплаты за обучение  для иностранных студентов  в вузах Дании их количество  сократилось за 2 года  на 50%. В тоже время можно согласиться с точкой зрения министра науки Дании, которую приводит в своем исследовании Ханс де Вит. Ссылаясь на опыт  США и Великобритании, где репутация и трудоустройство являются факторами, привлекающими иностранных студентов, их семьи и спонсоров, в Дании рассчитывают, что именно этот фактор окажется  решающим.  Министр науки Дании заявил, что он не обеспокоен падением числа иностранных студентов (не из стран ЕС) после «удорожания» обучения. Он заявил, что сохранение бесплатного образования усиливает риск массового притока  бедных или посредственных студентов. Введение платного обучения позволит «отфильтровать» только лучшие таланты через предоставление схем скидок лучшим претендентам. 

Распространенным способом оптимизации расходов в вузах  стало сокращение профессорско-преподавательского  и административного персонала и соответственно фонда оплаты труда. Несмотря на то, что в значительном большинстве стран основные сокращения пришлись на сферу обучения, в Голландии, Испании и Австрии в большей степени были затронуты исследовательские проекты. Там, где финансирование удалось сохранить, нередко происходит  перераспределение средств  между дисциплинами. Повышенным вниманием пользуются  естественнонаучные, математические и  инженерные дисциплины, в то время как финансирование гуманитарных предметов существенно снижено.
Европейские страны продолжают формирование единого образовательного пространства. В условиях кризиса важным фактором, определяющим успешность вуза, является возможность гибко и оперативно реагировать на вызовы времени. Образовательные системы континента традиционно помещают свои вузы в слишком тесные законодательные и административные рамки. Предоставление вузам дальнейшей автономии, возможность самостоятельно определять направление развития и источники финансирования представляется экспертам, собравшим данные по 33 странам, важнейшим условием модернизации образовательных систем в XXI веке, и как следствие, повышения их устойчивости и жизнеспособности. Проведенное исследование  Европейской ассоциации университетов о влиянии финансового кризиса на высшие учебные заведения, выявило взаимосвязь между  автономностью вуза и способностью принимать успешные меры по преодолению последствий кризиса. Финансовая самостоятельность вуза, по мнению авторов, является необходимым условием для принятия оперативных решений и правильного распределения средств для решения стратегических задач.

Германия
За лидерами в области международной обильности студентов   США и Великобританией  следуют Германия, Франция, Австралия и Япония. Даже на  фоне европейских стран успехи Германии в интернационализации сферы высшего образования производят впечатление. Количество  немецких студентов, которое училось за рубежом, в течение 2000-2008 годов выросло в два раза, с 52,200 в  2000 до 102,000 человек в 2008 году. Немцы уступают по этому показателю только таким признанным «мобильным студенческим странам» как Китай, Индия или Южная Корея. Количество иностранных студентов, прибывающих на обучение в Германию за тот же период выросло  почти на 250% со  100,033 в 1997 до  245,522 в 2008 году.
Согласно опросу немецких студентов, организованному немецкой социальной службой  DSW, 15% студентов выезжали за границу с академическими целями (для подготовки дипломов, прохождения практики, изучения иностранного языка). Наиболее популярными странами для академических программ стали Испания, Франция и Великобритания, а для практики и стажировок – США, Великобритания и Франция.
Согласно проведенному исследованию, женщины принимали более активное участие в международных образовательных программах. Три четверти поездок были профинансированы родителями студентов, более половины участников  таких программ работали для того, чтобы собрать достаточно средств для пребывания за границей, 30% получили государственные гранты.
Германия по-прежнему продолжает оставаться одной из самых  привлекательных стран   для иностранных студентов, большинство из которых прибывает из Китая, России, Польши, Болгарии и Турции.
(По материалам статьи Michael Gardner GERMANY: Student mobility rising fast, study shows).
Австралия
Среди  стран, стремительно  завоевывающих свое место среди лидеров образования для иностранных студентов, в последнее десятилетие экспертами все чаще отмечается  Австралия. Большинство иностранных студентов  прибывает в страну из  Индии и Китая. Отличительной особенностью этой страны, по сравнению с другими мировыми лидерами в области образования, является значительно более высокий процент студентов, привлекаемых на программы бакалаврской подготовки, а не постдипломного обучения как в США или Великобритании. Представители австралийских университетов видят здесь большой резерв для развития. По официальной статистике,  на Австралию, где проживает 0,3 % мирового  населения, приходится  3% всех научных публикаций в мире.  Преуспев в разделе мирового  рынка иностранных студентов, Австралия планирует активнее участвовать и в разделе интеллектуальных ресурсов, привлекая все больше талантливых студентов на магистерские и аспирантские  программы.
Сегодня  Австралия  продолжает выгодно отличаться  наиболее «интернациональными» студенческими городками, где иностранные  студенты составляют более 17% студенческого населения.  А факторами, способствующими дальнейшему росту иностранных студентов, остаются:  высокое качество обучения, получаемого за сравнительно меньшие деньги, и безопасность жизни в этой стране.
По мере разрастания мирового финансового кризиса все более отчетливым становится  размер  ущерба, наносимого  системе высшего образования Австралии.  Зарубежная пресса пестрит сообщениями, лейтмотив которых  очевиден – хорошие деньки для высшего образования континента позади. Сегодня более 600,000 иностранцев обучается в учебных заведениях Австралии, при этом треть из них приходится на вузы. Ежегодно экспорт образовательных услуг приносит около 18 миллиардов долларов США. После почти 8-летнего постоянного роста в среднем на 11% Австралия впервые  начала терять позиции под натиском конкурентов (США, Новая Зеландия и Канада). Среди других факторов, предопределивших снижение потока иностранных студентов в страну: укрепление национальной валюты, влияние финансового кризиса на страны-доноры и, наконец, ужесточение иммиграционного законодательства, призванного оградить континент от неблагонадежных студентов.
Для австралийской системы образования, активно разыгрывающей «козырь» возможного дальнейшего трудоустройства для иностранных абитуриентов своих вузов, последний фактор может оказаться решающим. По сообщениям прессы, более 150,000 студентов не получили разрешения на постоянное проживание в стране после подачи таких заявлений, что спровоцировало ряд студенческих выступлений. Руководители Совета по делам международных студентов в Австралии выступили с предложением не распространять действия нового иммиграционного законодательства на 455,000 уже принятых на учебу.
Пока законодатели планируют согласовать  иммиграционное  законодательство и национальные приоритеты в области образования, вузы начинают подсчитывать убытки. В ведущем австралийском вузе – Университете Монаш – доходы от иностранных студентов составляли 20% всего бюджета  или 298 миллионов долларов США. В условиях сокращения студентов Монаш вынужден урезать  расходы на 45 миллионов долларов, что приводит к значительным сокращениям персонала и непопулярным решениям по реструктуризации вуза.  Менее крупный Central Queensland University (CQUniversity) вынужден сократить расходы на 20 миллионов  долларов в 2011 и еще на 16 миллионов в 2012 году. 
Не лучше обстоят дела и в центрах изучения английского как иностранного. В этом году количество иностранных студентов сократилось на 20%, а в отдельных учебных заведениях до 30%. Переориентация на местный рынок не позволит  в полной мере компенсировать потери в  сжатые сроки. Стоимость обучения для иностранцев почти  в 3 раза выше, и для восполнения потерь  придется значительно увеличить число обучающихся, что требует административного переустройства. (По материалам статьи Geoff Maslen AUSTRALIA: Review of foreign student decline).
По мере развития экономической ситуации вузы начинают все более активно играть на всем мировом пространстве, выбирая различные стратегии продвижения: от открытия официальных представительств до полноценных зарубежных кампусов. Кризисная ситуация заставляет искать новые возможности, активнее использовать новые технологии в том числе и для развития дистанционных программ обучения. Данные о наборе в ведущие вузы мира подтвердили, что инвестиции в интеллектуальный капитал в периоды ухудшения мировой конъюнктуры становятся уже привычным способом преодоления тяжелых времен, от которого выигрывают вузы,  чьи дипломы и получаемые знания, рассматриваются как надежное вложение денег, времени и сил абитуриентов. Поэтому  есть все основания предполагать, что ведущие высшие учебные заведения мира  выйдут из кризисных времен с новым багажом инновационных образовательных программ, ориентированных на новое поколение будущих мировых лидеров в политике, бизнесе, науке и культуре.

Обзор подготовлен по материалам:
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
1.    Geoff Maslen AUSTRALIA: Uncertain times ahead for universities  09 January 2011,
Issue: 153,  http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110107102659250
2.    Geoff Maslen  AUSTRALIA: Worrying end to a troubling year 19 December 2010,
Issue: 152,   http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20101217223820343
3.     Geoff Maslen  AUSTRALIA: Review of foreign student decline 16 December 2010,
http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20101216202556928
4.     Impact of the economic crisis on European universities (January 2011),
http://www.eua.be/Libraries/Newsletter/Economic_monitoringJanuary2011final.sflb.ashx
5.     Alan Osborn EUROPE: Spending cuts hit university budgets  09 January 2011,
Issue: 153,  http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110107103525607
6.      Brendan O’Malley EUROPE: EUA warns over impact of economic crisis   16 January 2011, Issue: 0154, http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110107103525607
7.     Brendan O’Malley  EUROPE: EUA warns over impact of economic crisis  16 January 2011,Issue: 0154
8.     Eva Persson  University Mergers Sweep Across Europe.  The Chronicle of  Higher education, http://chronicle.com/article/University-Mergers-Sweep/125781/?sid=at&utm_source=at&utm_medium=en
9.     Michael Gardner  GERMANY: Student mobility rising fast, study shows  14 January 2011,   http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2011011409592397
10.      Brendan O’Malley UK: Cuts will bite in year of transition 09 January 2011,
Issue: 153  http://www.universityworldnews.com/article.php?story=2011010710321252
11.      Philip Garrahan  UK: Silence as the battle for survival begins  09 January 2011,
Issue: 153  http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20110107101334854
12.       Philip G. Altbach  Agents and Third-Party Recruiters in International Higher Education// INTERNATIONAL HIGHER EDUCATION, Number 62 Winter 2011 P 11-14
13.       Мадлен Грин, Кимберли Кох  Конкуренция за международных студентов//
«Международное высшее образование», http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/6
14.       Ханс де Вит  Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов //«Международное высшее образование» http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/7
15.      Джон Обрей Дуглас и Ричард Эделштейн Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки // «Международное высшее образование» http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/8
16.    Патриция Чоу и Джулия Чамберс   Контингенты иностранных студентов в США: анализ базы данных отчетов «Открытые двери»* (Open doors) за последние 60 лет //«Международное высшее образование»  http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/9
17.      International Student Enrollments Rose Modestly in 2009/10, Led by Strong Increase in Students from China // http://www.iie.org/en/Who-We-Are/News-and-Events/Press-Center/Press-Releases/2010/2010-11-15-Open-Doors-International-Students-In-The-US
18.     Роджер Гейджер Последствия финансового кризиса для высшего образования США//http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe59/5



Если вы хотите подобрать себе программу обучения, зарегистрируйтесь и получите доступ к прямой контактной информации и системе обмена сообщениями с зарубежными образовательными центрами.